На современном этапе развития общества и модернизации образования необходимо, чтобы студенты были ориентированы на практическое применение полученных знаний, на анализ и критическое осмысление поступающей информации, на умения принимать профессиональные решения на основе творческой переработки полученных знаний. В связи с этим появляется необходимость использования активных и методов, форм и технологий обучения, обеспечивающих интенсивное развитие личности студента и преподавателя. С целью формирования творческой, продуктивно мыслящей личности преподаватели предметно-цикловой комиссии горных дисциплин колледжа выбрали проблемную тему «Технология контекстного обучения как средство повышения качества подготовки выпускника по горным специальностям». Прежде чем внедрять эту технологию в процесс обучения по специальностям «Открытые горные работы» и «Подземная разработка угольных месторождений» была проделана большая предварительная работа по изучению сущности технологии, опыта работы других образовательных учреждений, возможности использования технологии в зависимости от особенностей дисциплины. Результатом этой работы можно считать разработанные комиссией методические подходы к использованию технологии контекстного обучения, которые и будут представлены ниже. Традиционное обучения ориентировано на усвоение знаковой учебной информации и чем больше ее усвоено, тем выше считается уровень образованности. В процессе обучения студент усваивает многое о технике и технологии горного производства, то есть познает материально-техническую сторону профессиональной деятельности как составную её часть. Проблема же заключается в том, что выпускнику в практической деятельности сложнее всего освоить именно социальный контекст, в котором он будет работать, т. е. производственные отношения в коллективе, которые учат не предметным действиям, а профессиональным, социальным поступкам. В традиционной практике студент получает знания, которые оторваны от смыслообразующих контекстов его будущей специальности. Сейчас происходит стремительное обновление оборудования горной промышленности, а мы учим как бы с опозданием, отстаем от динамики в развитии специальности. Обучение же тогда ценно, когда оно учит с опережением, готовит специалиста к завтрашнему дню. Кроме того, цели, которые ставятся студентам при обучении, задаются обществом (требования ГОС СПО), преподавателем, но не самим студентов. Поэтому учение и теряет для студентов смысл, ведь задачи и цели поставлены не ими самими, а навязаны извне. В технологии контекстного обучения необходимо также уяснить разницу между содержанием обучения и содержанием образования. Содержание обучения определяется ГОС по специальности, учебными планами и программами. В отличие от содержания обучения содержание образования отражает уровень развития личности, предметной и социальной компетентности выпускника, который формируется в процессе обучения. Меняется «образ» личности и цель образования ЂЂЂ развитие личностного потенциала. Базовым понятием контекстного обучения является категория контекста. Контекст связан с понятием «ситуация», т. е. системой условий, побуждающих субъекта к проявлению активности. В ситуацию включаются и внешние условия, и сам субъект, и те люди, с которыми он контактирует. Прежде чем приступить к действию, человек старается собрать как можно больше контекстной информации. Если у человека нет образцов поведе
Салтымакова Татьяна ПрохоровнаФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж»Кемеровская область, г.Беловоemail:
Некоторые аспекты внедрения технологии контекстного обучения в колледже
Среднее профессиональное образование
Некоторые аспекты внедрения технологии контекстного обучения в колледже
Комментариев нет:
Отправить комментарий