суббота, 9 февраля 2013 г.

давайте багато ігор

Продолжение интервью с бывшим и. о. министра финансов Игорем Уманским. Начало .В декабре был дурдом- Давайте обратимся к декабрю . О нем меньше всего информации. Что это был за месяц с точки зрения доходов и расходов? Обычно про декабрь в Минфине говорят не иначе, как "дурдом".- Дурдом был тот еще, это правда. Все "наезжали" на Казначейство. Ту же Татьяну Слюз (тогда - глава Госказначейства Украины. - ЭП) можно где-то обвинять, где-то не обвинять, но реально она сидит на кассе.И когда у нее в кассе денег нет, как можно открывать ассигнования? Многие пытались открывать и фиксировать хотя бы кредиторскую задолженность.Реально ликвидность была вымыта. Более того, на 30 декабря у нас приходился последний платеж по внутреннему долгу в размере 1,7 миллиарда. Из них около 1 миллиарда - бумаги в портфеле Нацбанка.Мы очень рассчитывали, что, по крайней мере, НБУ рефинансирует свой портфель. Мы даже не просили помочь нам - просто рефинансируйте то, что у вас в портфеле. В итоге, не получили ни копейки. Реально, у нас были все шансы "облажаться" в последние дни 2009 года, но мы таки сделали этот платеж.При этом в декабре и январе была очень интересная ситуация с администраторами. Настоящие дембельские аккорды - под конец уже просто не думали, какими путями зарабатывали деньги.Очень наглядный пример: в Одессе физически захватили отделение Укргазбанка. На момент захвата там только в кассе было 20 миллионов. Можно только представить, сколько там лежало в сейфе.- А кто захватил?- Директор филиала, которого до этого уволили.- Он явился по судебному решению или как?- Там очень мутная история. По-сути, очень нехорошая репутация была у этого филиала. Людей уволили, а они потом просто наняли какую-то охранную частную структуру, завели туда 20 бойцов в масках и физически захватили.Я тут же связался с руководством МВД. Полдня их выводили оттуда, потом они обратно зашли. Дошло до того, что в МВД не могли адекватно управлять своими местными структурами.Примерно то же самое у нас происходило с администраторами. Начался саботаж на местах. Просто заваливали доходную часть бюджета. Заставить их что-то делать было уже невозможно. Не имело смысла и проводить какие-то кадровые ротации.- Администраторы - это кто? Вы имеете в виду распорядителей бюджетных средств?- Нет. Администраторы - это налоговая, таможня. Те, кто собирают деньги.Опять же, что такое временная роспись и отчет о ее исполнении? Роспись составляет министр финансов. Я могу на этот месяц поставить 100 гривен дохода, а на следующие месяцы - 500. Нигде в цивилизованном мире в задачах администраторов не указывается, сколько они должны собрать в месяц.У них закон о бюджете - это закон о расходах. Дефицит - это разница между доходами и расходами. Вот почему, например, в той же Англии получился дефицит 13,5% ВВП? Да потому, что они расходы запланировали такие, а доходы, которые перекрыли бы эти расходы, они собрать не смогли.Плановый дефицит почти нигде и никогда не утверждается, он только рассчитывается и прогнозируется. У нас другая ситуация, для рядового жителя страны происходит игра с этими утверждениями.С другой стороны, я смотрел, например, 2007 год. За 12 месяцев 11 раз корректировался бюджет. Так что ноу-хау в том, что мы делали, не было. Это делали всегда.Другой вопрос, показывать 100-процентное выполнение или 99-процентное. Как по мне, в том числе с точки зрения общественного восприятия, 100-процентное показывать не нужно.- Так как там декабрь?- Какая разница? Год же закрыли? Закрыли. Год закрыли с точки зрения украинской статистики. У нас получился дефицит госбюджета 20,4 миллиарда при плановых 33.Как угодно можно оценивать эту цифру. Кому-то может нравиться, кому-то нет. А вот когда начинают добавлять к этой цифре ту же рекапитализацию банков...Нас по украинскому бюджетному законодательству обвинить невозможно. Я дал гривну в уставный фонд и на ту же гривну получил акций. Операция прошла по дебету и кредиту, а в балансе ноль.Возникает только вопрос по дефициту, с точки зрения украинского законодательства, украинской статистики и методов учета. К примеру, я пытался объяснить, почему МВФ называет цифру 100 миллиардов.Они туда включают капитализацию, но при этом у них происходит коррекция. По итогу, у нас и у них получается одно и то же. Они в результате коррекции получают дефицит 55 миллиардов, мы - 56.Единственное, что можно изменить, - это учет специальных прав заимствования (СПЗ), которые мы получили не в рамках программы с МВФ и учли в доходах госбюджета. Естественно, если мы их учтем в доходах госбюджета, то формально вписываемся в плановый дефицит.Отнести СПЗ и к доходам, и к обязательствам сложно- Как формально можно было учесть СПЗ в доходах?- Я провел где-то шесть специальных совещаний по этому поводу, начиная еще с Нацбанка. Мы там собирались, потом они на политическом уровне ругались.Спросил у Веры Рычакивской (главный бухгалтер и член правления НБУ. - ЭП), как Нацбанк это учитывает. Она ответила, что в статистической отчетности проводит как внешние обязательства, а в бухучете отражает на внебалансовых счетах.Я изначально настаивал, чтобы их провели как финансирование - дефицит, по сути. Но потом мы еще четыре раза меняли статью учета. Обсуждали с нашими бюджетниками и юристами.Проводили аудиоконференции с МВФ. Когда мы задали им тот же вопрос, они нас не поняли. У них другая система, они учитывают дефицит публичных финансов.- То есть по международным стандартам бухгалтерского учета?- Да, другие стандарты учета. А по нашему законодательству, долг должен иметь три признака: возвратность, срочность и платность. Если этих трех составляющих нет, то это уже и не долг. Как минимум, у нас нет обязательства это вернуть.- Фактически это кредит, но без сроков возвращения?- И не кредит. Обязательство вернуть может теоретически возникнуть, но в самом соглашении, которое мы получали, у нас нет обязательства. Для нас оно может возникнуть в нескольких случаях.Первый - когда будет ликвидирован МВФ. Второй - когда Украина выйдет из МВФ. И третий - когда будет ликвидирована сама эта валюта. Разговоры об этом ведутся. Но, опять же, она не будет ликвидирована, а будет заменена другим инструментом. То есть будет вестись учет не в СПЗ, а в каких-то ЮКВ.Есть четвертый случай - когда мы сами захотим купить СПЗ по каким-то своим причинам. Например, у нас будет излишняя долларовая или евровая масса, которую мы захотим поменять на специальные права заимствования.Сейчас мы свои СПЗ продали. Мы можем их продать, причем покупателем является не МВФ. В данном случае они выступают клиринговым центром, который помогает осуществить данную операцию.Понимаете, это наша квота. Это возможность воспользоваться специальными правами заимствования в пределах своей квоты. И мы этим правом воспользовались.- Технически это выглядит как бессрочные облигации?- Даже не облигации. Облигация все равно является обязательством вернуть деньги. А в случае с СПЗ нет сроков.Третий критерий - платность. Опять же, когда мы говорим о платности? Вот эти 0,4%. С одной стороны, это мизер. С другой стороны, они есть.Но опять же, это не плата за деньги, которые ты взял, потому что СПЗ мы продали, условно говоря, Люксембургу. Эти 0,4% мы платим Люксембургу не за то, что он нам дал деньги. Они идут в МВФ. То есть это плата за то, что мы воспользовались своим правом.С точки зрения нормальной логики, тяжело понять. Это не дивиденд, ни в коем случае. Дважды, когда собирались в этом году, дважды увеличивали взносы от стран на реализацию политики МВФ. Часть денег пошла на выполнение уставных функций и финансирование программ, в том числе, нашей программы. По сути, это форма поддержки.В чем возникла проблема и у нас, и у МВФ? В последний раз подобное распределение делали, если не ошибаюсь, в 1987 году, то есть очень давно. И в самом МВФ толком не знали, что это такое.Нам говорили: "Ребята, это ваше обязательство. Вы не можете это учитывать как доход". Они прямо нам говорили, что как доход это учитывать вы не можете. С точки зрения международных стандартов, это не доход.С точки зрения украинских стандартов, отнести это к доходам тоже сложно. И к обязательствам тоже.- А юридически можно?- Юридически нельзя. Сотрудники Минфина это восприняли банально, мол, мы сейчас отнесем к долгу. Например, у нас через три года будет великолепнейшая ситуация. Мы досрочно погасим все имеющиеся долги, а этот будет висеть. И он всегда будет висеть в статистике как переходящее красное знамя.Мы ничего с ним не сделаем. Погасить? Обслуживать? Но как его отразить? Для этого нужны те самые три составляющие. Но, с точки зрения наших стандартов учета, на долг это отнести нельзя. Хотя эти деньги нам не подарили. То есть, благотворительностью это тоже назвать нельзя.- Вы назвали годовой дефицит 20,4 миллиарда. . Как вам удалось уменьшить дефицит?- На самом деле, всегда есть только два пути. Либо увеличить доходы, либо не провести расходы.- Непроведение расходов? Вы пошли этим путем?- (Утвердительно кивает.) Если брать по общему фонду госбюджета, там дефицит больше планового. Плановый был порядка 9 миллиардов, фактический - 12,5 миллиарда гривен с копейками. Но мы и по общему фонду не провели расходов на 6 миллиардов.Недофинансирование прошло и по спецфонду. В том числе, тот же стабфонд. Что бы там ни говорили, решений было принято большое количество, а реально мы провели только на 11 миллиардов.

Сергй Лямець, ґвген Шпитко, ЕП — Четвер, 15 квтня 2010, 17:11

¶гор Уманський: я робив усе, аби допомогти Тимошенко втримати ситуацю

¶гор Уманський: я робив усе, аби допомогти Тимошенко втримати ситуацю | Економчна правда

Комментариев нет:

Отправить комментарий